• /
  • /

Как уберечь
свой контент

от пиратства?

Дата публикации: 04.07.2024г
Время прочтения: 7 мин 50 сек
Что делать, если вы обнаружили свой инфопродукт на пиратских сайтах или он перепродаётся под чужим именем? В этой статье мы расскажем, как эффективно бороться с пиратством и сохранить свои интеллектуальные права, предоставим пошаговую инструкцию по защите контента, рассмотрим реальные примеры судебных дел.
Создание онлайн-продукта — это инвестиция времени, знаний и финансов. Но как поступить, когда продукт неожиданно обнаруживается на сомнительных сайтах или продаётся под чужим именем? В такие моменты возникает естественное негодование и досада.

Кража курса — показатель его успеха, но также и сигнал о необходимости принять срочные меры для защиты своих прав и вложений.

Основные виды мошенничества в онлайн-образовании и частичное копирование курса

Складчина. Несколько человек покупают курс вскладчину, делятся контентом между собой и перепродают их дальше. Это не только урезает доходы, но и подрывает репутацию инфопродукта, так как в подобных случаях качество обучения неизбежно страдает.

Слив. Незаконное размещение материалов на пиратских ресурсах. Продукт становится доступным для скачивания и дальнейшего распространения без согласия автора.

Кража прав. Полное копирование и перезапись курса под чужим именем. Мошенники используют материалы, представляя их как свои, что наносит вред репутации и финансовым интересам автора.

Статистика

С каждым годом число судебных дел по поводу кражи онлайн-продуктов растёт. В 2023 году зарегистрировано более 200 случаев нарушения авторских прав в сфере онлайн-образования. Большинство дел касаются незаконного распространения и продажи инфопродуктов. Эта тенденция лишь усиливается, что подтверждает необходимость активных действий по защите своего контента.

Авторские права на курс, книгу, методику, идею: что можно защитить и какие права имеет автор?

Ключевой момент, который следует понимать каждому автору: авторское право на произведение возникает автоматически с момента его создания, будь то стикерпак, курс, произведение или песня. Регистрация для этого не требуется.

Но нужно доказать авторство право своей идеи. Сделать это можно несколькими способами:
  • датой в почте (отправьте на почту самому себе свой интеллектуальный труд, там уже будет стоять дата);
  • выпуском курса в продажу, где будет указана дата;
  • депонированием, передачей/загрузкой файлов на хранение в защищенную ячейку;
  • регистрацией в Роспатенте.

Права, которые предоставляет авторское право:
  • Продажа произведения.
  • Разрешение на перепевание, изображение на продуктах или перепродажу видео только по согласованию с автором.
  • Передача произведения внукам и наследникам.
  • Запрещение использования произведения другими лицами.

Для передачи своих прав другому лицу необходимо заключить лицензионный договор, в котором будут прописаны все условия.

Объекты, которые можно защитить авторским правом:
  1. Видео в интернете, песни, голосовые сообщения.
  2. Вебинары, лекции, статьи, книги, гайды, чек-листы, инструкции.
  3. Картины, плакаты, PNG, стикеры, фото, изображения на лендинги, картинки, дизайны сайтов.
  4. Видеоигры, программное обеспечение.
  5. Отзывы на услуги, комментарии к постам, контент в социальных сетях.
  6. Телешоу, фильмы, постановки.

Объекты, которые не подлежат защите авторским правом:
  1. Гербы, флаги.
  2. Частушки, народное творчество, анекдоты.
  3. Факты, события, анонсы.
  4. Идеи или концепции. Идеи не могут быть защищены, пока они не получают физическое воплощение.

Что нельзя защитить авторским правом?

Идеи, концепции, принципы и методики обучения не воплощенные в жизнь — не подлежат защите. Например, если эксперт придумал инфопродукт по бисероплетению, а конкурент реализовал его первым, авторское право будет у того, кто первый воплотил идею в жизнь.

Если бы эксперт на основе своей идеи с новым курсом по бисероплетению рассказал об этом, снял подробное видео и выложил на свой YouTube-канал или в блог — то, тем самым защитил бы право на идею нового инфопродукта. Конкурент уже не сможет на основе этой идеи снять точно такой же продукт. В противном случае эксперт первый изложил идею, а конкурент украл и изменил информацию.

Как защитить контент?

Заключение договоров с учениками, в которых прописан запрет на распространение информации, является первым шагом к защите права. Важно, чтобы договоры включали все юридические аспекты ответственности за нарушение условий и были доступны пользователям до приобретения курса, являясь частью пользовательского соглашения или оферты.

Использование платформ с дополнительными средствами защиты, такими как шифрование видео и ограничение доступа по IP-адресам, значительно повышает безопасность контента.

Размещение материалов на платформе (например, «Навыки.Онлайн», GetCourse) предлагает эффективные инструменты для защиты контента.

  • Водяные знаки. В плеер можно добавить уникальный водяной знак для каждого зрителя, например, с адресом его электронной почты. Это помогает отслеживать нарушения и предотвращать незаконное распространение контента.
  • Защита от скачивания. Технологии сервиса запрещают запись экрана, что предотвращает кражу онлайн-курсов.
  • Ограничение доступа. Возможность ограничения доступа к контенту на определённый срок, например, на 6 месяцев или год, обеспечивает контроль над тем, кто и когда имеет доступ к материалам.
  • Многофакторная аутентификация (MFA). Этот процесс подтверждения личности пользователя с помощью нескольких методов проверки, таких как пароль и SMS-код или биометрические данные, значительно усложняет несанкционированный доступ к контенту.

Дополнительные меры защиты

Регулярная проверка интернета на наличие курсов на пиратских сайтах с помощью специальных сервисов или программ, которые автоматически сканируют сеть на предмет наличия нужной информации.

  • Copyscape. Онлайн-инструмент для проверки уникальности текста и поиска копий контента в интернете, который можно использовать для поиска копий продуктов на пиратских сайтах.
  • Google Alerts. Бесплатный сервис от Google, который позволяет получать уведомления по ключевым словам. Настройка уведомлений с названиями курсов позволяет получать оповещения, когда они появляются в интернете.
  • DMCA.com Protection. Этот сервис предоставляет инструменты для мониторинга и защиты прав, автоматически сканирует интернет на наличие материалов и помогает отправлять запросы на удаление пиратского контента.

Куда обращаться в случае кражи курса

При краже материалов с пиратских сайтов есть право требовать их удаления. Это можно сделать через официальные запросы к администраторам сайтов или через судебное решение.

Для обращения необходимо узнать ФИО и адрес нарушителя. Это можно сделать:

  • самостоятельно (если есть данные на сайте);
  • через полицию (по IP адресу);
  • через администрацию сайта;
  • через ходатайство в суд при подаче искового заявления.
Юристы онлайн-школ часто отправляют претензионное письмо нарушителям с требованием удалить материалы. Важно зафиксировать нарушение перед отправкой письма, поскольку после удаления контента будет сложно доказать факт кражи в суде и взыскать компенсацию. Лучший способ зафиксировать нарушение — через нотариуса, альтернативный способ — сделать скриншот экрана.

Претензионное письмо должно содержать:

  • доказательства нарушения;
  • обстоятельства выявления нарушения;
  • требования (удаление контента и/или моральная компенсация. ИП и ООО не могут требовать моральной компенсации).
Если мирное урегулирование не помогает, можно подать иск в суд. Подготовьте все доказательства и документы, подтверждающие авторство и факт нарушения: скриншоты, ссылки, копии материалов. Чем больше информации подтверждает факт кражи, тем лучше.

Требование компенсации и блокировки сайта через суд

До суда можно подать ходатайство о блокировке сайта. Решения о блокировке выносит только Мосгорсуд, независимо от места жительства.

  • Суд рассматривает заявление в течение одного дня. С решением Мосгорсуда необходимо обратиться в Роскомнадзор для блокировки.
  • Суд рассматривает дело и выносит решение. В случае положительного решения суд может обязать нарушителя выплатить компенсацию и удалить материалы. Компенсация определяется истцом при подаче иска.
  • Суд может принять решение о блокировке сайта, на котором размещены украденные материалы.

Примеры из практики

Юрист LeadPay, Яна Требенкова, поделилась интересным случаем из своей практики:

  • "В одном из судебных дел известный блогер столкнулся с кражей своего курса. Весь теоретический материал был переписан мошенниками и выставлен за их авторский продукт. После того, как блогер приобрела этот инфопродукт и провела экспертизу, было установлено, что 60% материала скопированы дословно с её курса, выложенного на 4 месяца раньше.
  • На основании этого была отправлена претензия, после чего мошенник удалил информацию о курсе и отказался от удовлетворения претензии. Однако, доказательства копирования остались у блогера, и она подала иск в суд на компенсацию в размере 800 000 рублей, основываясь на выручке ответчика с продажи данного курса. Выручку истец узнал по запросу суда.
Суд удовлетворил иск частично, присудив компенсацию в размере 650 000 рублей."
Этот пример наглядно демонстрирует, что борьба с мошенниками возможна и необходима.
Для тех, кто хочет быть в курсе последних новостей и важных событий в сфере онлайн-образования, переходите в блог на официальном сайте LeadPay. Там публикуются множество полезных статей и аналитических материалов.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал для получения оперативных новостей и советов по защите интеллектуальной собственности и другим вопросам из мира инфобизнеса.