Самозанятость в России
в 2024 году:

плюсы, минусы
и подводные камни
Дата публикации: 05.03.2024г
Время прочтения: 5 мин 51 сек

Что такое самозанятость?

После успешного эксперимента в 2019 году, налог на профессиональный доход (НПД) стал официальным шестым режимом, применяемым в России. На сегодняшний день оформить самозанятость можно при соблюдении следующих условий:

  • доход не более 2,4 миллиона рублей в год;
  • отсутствие наемных сотрудников;
  • предоставляемые услуги/работы не попадают в исключения (ст.6 ФЗ-422).
Ставка налога для самозанятых составляет 4% при работе с физическими лицами и 6% при работе с компанией или ИП. Налоги рассчитываются автоматически в приложении «Мой налог». Самозанятому необходимо указать сумму услуги и кто его клиент – физическое или юридическое лицо, приложение формирует чек и рассчитает налог. Если доходов не было, то и платить ничего не придется. Точная сумма налога за текущий месяц станет известна в следующем месяце – до 12 числа, а оплатить его необходимо до 27 числа, в противном случае будет начисляться пеня. Денежные подарки от родственников и другие переводы налогом не облагаются, налог на заработную плату с основного места работы (уплачивает работодатель).

Какие преимущества у самозанятых?

Использование НПД имеет достаточно много плюсов:

  • Возможность работать легально – получать переводы на карту или расчетный счет, не переживая о том, что налоговая решит проверить источник доходов, рекламировать свои услуги, получить справку о доходах.
  • Простая регистрация – достаточно зайти на сайт ФНС, скачать приложение или воспользоваться порталом «Госуслуги».
  • Отсутствие бумажной отчетности - самозанятые формируют электронные чек в приложении и отправляют его клиенту, это все, что нужно сделать.
  • Нет необходимости самостоятельно рассчитывать налог – приложение автоматически рассчитывает налог за каждую продажу, а также показывает итоговую сумму.
  • Налоговый бонус в размере 10 000 рублей, уменьшающий сумму налога: 3% вместо указанных 4% и 4% вместо 6%, оставшиеся суммы (1 и 2%) выплачиваются автоматически из налогового вычета.
  • Отсутствие расходов. ИП и организациям необходимо приобрести онлайн-кассу для формирования чеков и передачи данных в налоговую, у самозанятых эти функции выполняет бесплатное приложение.
  • Больше возможностей. Многие компании предпочитают видеть внештатных сотрудников со статусом самозанятых, особенно, когда речь идет о сезонной работе или временном сотрудничестве. Кроме того, самозанятый может выдать чек, а, значит, организация может оплатить услугу с корпоративного счета.

Какие минусы при оформлении самозанятости?

У НПД есть и минусы:

  • Ограничения по доходу – не более 2,4 миллиона рублей за календарный год (независимо от даты регистрации в налоговой).
  • Отсутствие возможности нанимать работников по трудовому договору. Привлекать исполнителей можно через заключение договоров подряда и оказания услуг.
  • Отсутствие социальных гарантий – уходя на больничный, в отпуск и декрет, самозанятый не получит никаких выплат.
  • Отсутствие трудового стажа – самый большой недостаток, однако самозанятый может самостоятельно отчислять взносы в Пенсионный фонд.
  • Невозможность представлять интересы других лиц. Самозанятый не может работать по агентскому договору в качестве агента.

Есть ли подводные камни в самозанятости?

Отношение банков к самозанятым неоднозначное. Несмотря на легальную работу и регулярное перечисление налогов в бюджет, финансовые организации считают такую деятельность ненадежной и отказывают в ипотеке и кредитах. Те банки, которые все же сотрудничают с самозанятыми, предлагают им менее выгодные условия, чем тем, кто работает по трудовому договору.

Получить налоговый вычет за лечение, покупку недвижимости и образование детей также не получится, такое право имеется только у тех, кто платит 13% НДФЛ.

Самозанятый может делать взносы в Пенсионный фонд, если хочет обеспечить себе пенсионные выплаты. Однако возможности уменьшить налог на сумму взносов, как это делают индивидуальные предприниматели, законом не предусмотрено.

Стоит ли оформлять самозанятость

Вопрос скорее риторический. Всем, кто хочет работать легально, не нарушая действующее законодательство, необходимо получить статус самозанятого. При этом можно продолжать работать в комфортном для себя режиме, единственное обязательство, которое появляется у самозанятого – необходимость оплатить налог.

Проблемы, которые могут возникнуть из-за неуплаты налогов

В случае сокрытия налогов впервые самозанятый должен оплатить 20% от суммы расчета. При повторном нарушении в течении 6 месяцев сумма штрафа составит 100% от расчета.

Предусмотрена пеня за просрочку оплаты в размере 1/300 от ключевой ставки Центробанка. Пеня рассчитывается и обновляется самостоятельно, она начисляется до дня погашения задолженности.

Отличия между другими налоговыми режимами

Главные важные отличия между ИП и плательщиком НПД представлены в таблице.
Физическое лицо может быть самозанятым и ИП, однако, совмещать НПД с другими режимами нельзя. Наличие статуса ИП позволит открыть расчетный счет в банке, а также оформить декретные выплаты (при условии, что самозанятый в статусе ИП оплачивал страховые взносы).

Самозанятость – хороший вариант для тех, кто ведет предпринимательскую деятельность, но чей доход не настолько велик, чтобы оформлять статус ИП. Открытие самозанятости позволяет не переживать о вопросах налоговой о происхождении средств, штрафах и других санкциях. Главное — не забывать оформлять чеки после каждой предоставленной услуги и своевременно оплачивать налоги. Платежный сервис LeadPay позволяет получать оплату с помощью переводов и через СБП. Благодаря интеграции с приложением «Мой налог», чеки формируются и рассылаются клиентам автоматически.
Упростите прием платежей от клиентов без собственного сайта и аренды онлайн-кассы. Оплата, чеки для покупателя, отправка данных в Мой налог – всё это сервис LeadPay делает автоматически.